Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Как умирают империи - Гв. капитан Успенский озабочен оружейным образованием

О необходимости качественного технического образования, о косности сословного устройства Российской империи, о попытках честных офицеров изменить ситуацию рассказывает нам

Рапорт Тульской оружейной школы начальнику ТОЗа от 12 ноября 1916 года
о нехватке оружейных мастеров в войсках и на производстве


Принимая во внимание [что] настоящее вооружение в войсках крайне разнородное и сложное, и ту нравственную, не говоря уже про служебную, ответственность лица как заведующего оружием, непосредственно ведающего этим, считаю своим долгом донести о нижеследующем:
1) Всё возрастающая потребность в оружейных мастерах или, вернее, заведующих оружием, вызвала ряд ускоренных выпусков из оружейных школ, но, несмотря на это, за один лишь 1916 год во вр[еменно] вверенную мне школу было командировано для держания экзамена на оружейного мастера 155 чел.; это показывает, что число выпускаемых мастеров слишком недостаточно, и даже теперь есть ещё полки, где совершенно нет какого-либо оружейного техника. Таким образом, оружейные школы не в состоянии удовлетворить потребности войск.
2) Ещё до мобилизации заводов артиллерийского ведомства ощущался недостаток в классных оружейных мастерах в мастерских. Заведующие мастерскими физически не могут входить во все мельчайшие подробности в мастерской, между тем классные оружейные мастера, как лица, не связанные никаким другим делом, кроме техники, и как лица, более близкие к мастеровым, могли бы принести большую пользу в мастерских, но их было очень мало.
Теперь же, когда оружейные и другие заводы значительно расширяются, строятся новые, потребуется много техников не только с высшим образованием, а таковых нет, да и быть не может при существующем положении оружейных школ, откуда, собственно говоря, и должны бы были выпускаться знающие классные оружейные мастера.
3) Выпускаемые из школы оружейные мастера, я не говорю, конечно, об единичных лицах, главным образом являются если не совсем, то почти неграмотными людьми в техническом отношении. Я имел возможность
в этом году, как вр[еменный] начальник Оружейной школы, отчасти присутствовать на выпускных экзаменах, и с горечью должен заявить, что это не оружейные мастера, а лишь слесаря, и притом посредственные.
А ведь на оружейных мастеров возлагаются такие ответственности и, вообще, трудные работы, как руководство исправлением винтовок, пулемётов, миномётов, ружей-пулемётов, револьверов, холодного оружия и пр., заведывание огнестрельными припасами, постановки мишеней и пр. — где же теперешнему оружейному мастеру справиться с этим.
4) После окончания войны заведующим оружием работа если и не прибавится, то и не уменьшится, так как придётся всё оружие приводить в порядок, поддерживать то, что есть в данное время на руках, и иметь дело с оружием не только российского происхождения, но и заграничного; заведовать пороховыми погребами и проч., здесь нужна инициатива и уверенность в работе, основанная на прочных знаниях.
5) Всё это говорит за то, что оружейный мастер, он же заведующий оружием, должен быть, во-первых, образованным вообще, а, во-вторых, в техническом отношении хорошо образованным человеком.
Настоящая же оружейная школа, как слишком отсталый тип училища, существующий по штатам 1869 г. (на это же указала комиссия по пересмотру инструкции для штаб-офицеров, осматривающих оружие, в журнале своём
от 16 ноября 1913 года), не может дать ни того, ни другого.
Требуемые от поступающих в оружейные школы знания крайне скудны: грамота и 4 действия арифметики — вот и всё по теории, что нужно по программе. Поэтому поступают в школу главным образом дети мастеровых
с крайне ограниченной подготовкой или же неудачники, т. е. исключённые за абсолютную неспособность к учению из гимназий, реальных училищ и т. д.
Дать этим лицам какое-либо общее образование в школе при существующей программе невозможно, хотя невольно является вопрос: почему же комплектуются подобными лицами оружейные школы. Ответ тоже ясен. Молодой человек, кончивший оружейную школу в 20, а часто и более лет, выпускается мастером 2-го разряда, т. е. нижним чином. Прослуживши в этом звании на крайне малом жаловании несколько лет, он удостаивается переименования в кандидаты на классную должность, и затем только, когда дойдёт очередь, а это бывает через несколько лет, наконец производится в артиллерийские чиновники, в среднем это бывает к 28–30 годам.
Как из этого ясно, карьера будущего оружейного мастера незавидная.
Его же товарищи, проработавшие столько лет в заводе, изучают в совершенстве своё ремесло, зарабатывают гораздо больше и живут лучше. Часто приходится мне слышать от хороших молодых мастеровых на вопрос, почему он не пошёл в Оружейную школу, ответ: «Школой сыт не будешь», это действительно так.
Таким образом, мы имеем не образованных оружейных мастеров, но даже посредственных слесарей, а ведь нам нужны в полках именно мастера-техники.
А теперь, когда и заводы, и главным образом полки нуждаются в мастерах-техниках со средним общим и специальным оружейным образованием, является крайне насущной и неотложной потребностью теперь же создать специальное техническое оружейное училище по типу своему и правам подходящее к существующему техническому для подготовки необходимого кадра мастеров-техников.
Повысивши соответствующим образом требования от поступающих молодых людей по общеобразовательным предметам и практическим работам, при 4-годичном курсе можно приготовить таких техников-мастеров, причём
эти техники будут именно военными техниками, так как четырёхлетнее пребывание их в училище в звании нижнего чина даст им соответствующее воинское воспитание, выработает хороших стрелков, чего нельзя сказать о мастерах, выпущенных из полувоенной Оружейной школы.
6) Реформа Оружейной школы в принципе была уже решена, и даже существует проект краткого положения нового училища, приложенного к журналу комиссии по пересмотру инструкции для штаб-офицеров, осматривающих оружие от 16 ноября 1912 г. № 4, но осуществление её задержалось благодаря лишь войне, о чём было сообщено заводу предписание Главного Арт[иллерийского] Упр[авления] от 4/5 марта с. г. за № 32 775.
7) Конечно, подобная реформа Оружейной школы вызывает ассигнование известной суммы денег, но, принимая во внимание всё вышеизложенное, я полагаю, что эта затрата с избытком окупится со временем соответствующим содержанием оружия, даст нам кадры мастеров-техников как раз к началу работ во вновь строящихся и расширяющихся заводах, складах, а также полках, а потому вновь прошу ходатайства вашего превосходительства о реформе временно вверенной мне школы в специальное техническое оружейное училище, согласно существующего уже проекта положения, а равно и об утверждении представляемых проектов с тем, чтобы воспользоваться текущим зимним сезоном для покупки земли под училище и предварительных работ к постройке, а с весны можно бы было приступить прямо к постройке.
При этом считаю нужным добавить, что ввиду массы работ в строительной комиссии по постройке нового завода желательно постройку училища выделить в особую комиссию из чинов оружейной школы и Хозяйственного
комитета Тульского Императора Петра Великого Оружейного завода.

Приложение: расчёт, смета, пояснительная записка, строительный план
19 проектных чертежей, утверждённых комитетом по устройству казарм.


Подлинное подписал: за начальника школы гв. капитан Успенский
С подлинным верно: столоначальник, титулярный советник
[Подпись]

ГАТО. Ф. 2246. Оп. 1. Д. 4. Л. 12–13.

Документ рассказывает нам поразительно о многом.
Прежде всего - об уровне технологий, вошедшем в противоречие с сословной структурой. (Марксисты должны бы повесить его в красном углу, как пример противоречия между производительными силами и производственными отношениями...)
Кстати, Маркс учил, что сложный труд должен оплачиваться как умноженный простой - так Российская империя в своем госсекторе ухитрялась нарушить и этот принцип.
В рапорте изложены требования, предъявляемые тем, что потом назовут Военно-промышленным комплексом, к общему образованию. Как видим - начального образования было крайне мало, был нужен минимум уровень выпускника высшего начального училища (арифметика, практическая геометрия; география; сведения из естественной истории и физики; черчение и рисование) с тем, чтобы потом поднять его до уровня реального училища.
Ну и апедполагалось - дав ученикам статус военнослужащего - поднять их социальную защищенность.


Автор документа - гвардии капитан Успенский Борис Яковлевич, начальник Тульской оружейной школы в 1916-1918 гг.


Ружье-пулемет тоже надо было чинить...

Все посты цикла - здесь.

Как умирают империи - Сколько стоит оружейное образование

Рапорт ТОЗа в ГАУ от 13 ноября 1916 года
о планах по постройке здания нового оружейного училища


Вполне соглашаюсь с мотивами, изложенными в представляемом рапорте начальника тульской Оружейной школы о большой нужде в войсках и оружейных заводах в классных оружейных техниках со средним общим и техническим образованием, которых не может дать Оружейная школа ныне существующего типа.
Эта потребность была признана ещё до войны (предписание ГАУ 6 марта 1912 года за № 10 404) и был представлен проект постройки, сметы и планы на постройку нового оружейного училища, но таковые были возвращены при предписании от 4–5 марта 1916 года за № 32 775 с указанием, что эта мера может быть проведена по окончании войны.
На покупку земли и на постройки нового оружейного училища было исчислено 2 452 797 руб. и на оборудование 187 587 руб., а всего 2 640 384 руб.
Имея в виду, что существующее здание, где помещается Оружейная школа настоящего типа, подлежит сносу, так как на этом месте будут постройки мастерских завода, что по этой причине Временной хозяйственно-
строительной комиссии по постройке нового оружейного завода в г. Туле отпущено 400 тыс. руб. на покупку участка земли и на постройку здания для ныне существующей Оружейной школы, и принимая во внимание, что новое оружейное училище после войны, без сомнения, будет учреждено, я полагал бы для более целесообразного использования отпущенных 400 тыс. купить в счёт этой суммы участок земли такой величины, который был бы годен для постройки будущего оружейного училища, а равно и здание для ныне существующей школы построить, взяв из плана будущего нового училища часть спроектированного для него здания с тем, чтобы по утверждении проектов и смет нового оружейного училища можно было бы продолжить эту постройку. По вышеизложенному прошу предписания с перечислением 400 тыс. из строительной комиссии в кредиты завода, а покупку участка земли и постройку здания возложить на Хозяйственный комитет с участием в нём на-
чальника Оружейной школы, в качестве члена комитета.
Приложение: расчёты, сметы и планы нового Оружейного училища.


Подлинное за надлежащим подписал.
С подлинным верно: столоначальник, титулярный советник
[Подпись]

ГАТО. Ф. 2246. Оп. 1. Д. 4. Л. 11.


На замену этого здания планировалось выделить 2 452 797 довоенных рублей, 118 пудов чистого золота. Представление о ценности кадров у имперских властей было...

Тульская оружейная школа была создана в процессе "милютинских" реформ именным Указом Александра II от 15 июля 1869 года. Она выпускала военных чиновников со специализацией оружейных мастеров, для работы в частях и на государственных предприятиях. Но организация, созданная когда в войсках были винтовки Терри, Карле и Крнка, а заводы приступали к выпуску Бердана №2, перестала удовлетворять требованиям эпохи массовых армий и автоматического оружия...

Все посты цикла - здесь.

Как умирают империи - Денатурат только благонадежным!

Отказ Российской империи от казённых питей не только лишил казну 899,3 млн. золотых рублей в год, но и породил забавнейшие

Документы
на оформление удостоверения в сентябре — октябре 1916 года
для получения талонной книжки на денатурированный спирт


Заявление
приставу 1-го стана Белёвского уезда
крестьянина Жуковской волости деревни Умрыщенки
Андрея Стефановича Коняева


Имею честь просить ваше высокоблагородие выдать мне удостоверение на получение из Управления 3-го акцизного округа Тульского губернского акцизного управления талонной книжки на право приобретения денатурированного спирта, необходимого для приготовления пищи.

К сему заявлению подписуюсь.
Сентября 19 дня 1916 года.

Андрей Стефанович Коняев [Подпись]

Протокол.

1916 года сентября 28 дня урядник 3-го участка 1-го стана Белёвского уезда Зайцев в порядке дознания опрашивал нижеподписавшихся лиц, кои показали: Андрей Коняев хорошо знает образ жизни, поведение его одобряют и считают его лицом во всех отношениях благонадёжным; он сам, а также никто из членов его семьи не отличаются склонностью к спиртным напиткам, пользование и хранение денатурата в небольшом количестве полагают разрешить возможным.

Учительница села Лабодино Александра Евдокимовна Рождественская
и священник с. Лабодино Николай Каменев
[Подписи]

Мнение и сведения производившего дознание:
Андрей Стефанович Коняев состоит учителем в селе Лободине около восьми лет, поведения хорошего, образа жизни трезвого, во всех отношениях благонадёжный, в политической неблагонадёжности замечен не был, под судом и следствием не состоял; он сам, а также никто из членов его семьи не отличался склонностью к спиртным напиткам. Пользование и хранение денатурата в небольшом количестве Коняеву разрешить.
1916 года сентября 28 дня.


Урядник Зайцев [Подпись]

Подписка
1916 года сентября 28 дня я, нижеподписавшийся крестьянин д. Умрыщенок, состоящий на должности учителя в с. Лободине, Андрей Стефанович Коняев, даю настоящую подписку в том, что отпускаемый мне денатурированный спирт обязываюсь хранить всегда под замком, строго наблюдая за его расходованием лишь только на хозяйственные и технические надобности и постоянно проявляя заботу, чтобы денатуратом никто не мог пользоваться, как охмеляющим напитком. Неисполнение настоящей подписки, как мне разъяснено, должно повлечь, кроме запрещения навсегда пользования денатуратом, ещё и привлечение в административном порядке, как за нарушение обязательных постановлений, определяющих штраф до 3 000 руб. или три месяца заключения в тюрьме, в чём и подписуюсь.

Учитель села Лободино Андрей Стефанович Коняев [Подпись]

Расписка
приставу 1-го стана Белёвского уезда 1916 года октября 7 дня удостоверение от 30 сентября на получение талонной книжки на покупку денатурированного спирта получил, в том и подписуюсь.

Андрей Коняев [Подпись]

ГАТО. Ф. 968. Оп. 2. Д. 99. Л. 218–219.

В этом документе, как в конандойлевой капле воды, отображается океан дореволюционной жизни.
Прежде всего - быт. Не было не только газа с электричеством, но и керосина для примусов. А даже разжечь плиту для разогрева пищи было весьма хлопотно...
А 84 винокуренных завода Тульской губернии произвели в 1913 г. 4 797 295 ведер по расчету на 40 градусов. Так что часть продукции пошла на топливо. Но - с соблюдением строжайших мер контроля (кто сказал "трансакционные издержки"?).
Разогреть кашу, вскипятить чай, можно было на такой спиртовке, стоившей раз в 15 меньше самовара:



Сельский учитель Коняев самозванствовал. Писал себя с -вичем, хотя по крестьянскому званию ему полагалось быть всего-лишь Стефановым.
Сельский священник в роли осведомителя на месте - прелестно!
Опрос о пристрастии к алкоголю в семье - так вот откуда произрастают евгенические программы первой половины ХХ века.

Все посты цикла - здесь.

Как умирают империи - Гимназисты с реалистами едут на село

Поездки студентов и эмэнэсов в колкох прочно ассоциируются с советским периодом нашей истории. Но, оказывается, всё началось куда раньше. Свидетельством тому отпечатанное типографским способом

Обращение
к учащимся мужских учебных заведений г. Тулы
с призывом вступать в добровольные дружины по оказанию помощи в уборке урожая 1915 года


Для успешной борьбы и победы над нашим злым врагом необходима дружная общая работа. Главную работу, значительно превышающую своими размерами и своим значением труды всех остальных, несёт наша доблестная славная армия. Не одной физической мощью сильна она. Побеждать ей помогает тот бодрый дух, о котором единодушно говорят все, видевшие её в деле. Поддержать эту бодрость духа обязаны все, остающиеся вдали от поля брани, на родине наших борцов за честь и свободу России. Эта бодрость тем сильнее будет у них, чем меньше будет тревожить их забота о своих семьях.
«Как справятся без нас,— думает иной из них,— наши семьи с тяжелой работой в страдную пору уборки урожая?»
В эту страдную пору дорога каждая пара рук, и значительную помощь под опытным руководством могут оказать
и юноши даже 15-летнего возраста.
Долг ваш, учащиеся русских школ, по мере сил облегчить заботы наших воинов, помогая своим трудом их семьям. Эта помощь должна быть вполне серьёзна, и начатое дело должно быть доведено до конца. Не закрывайте глаз на трудность предстоящей работы, на те лишения, которые придется при этом терпеть, на некоторые материальные жертвы. Всё это слишком ничтожно перед теми смертельно-опасными трудами и страшными лишениями, которые несут наши родичи на театре военных действий.
Принимайтесь бодро за дело с сознанием долга перед родиной и с твёрдым желанием дать все, что в ваших силах. Успешнее это дело пойдёт, если вы соединитесь для работы в дружины и будете работать под опытным руководством. Для этого вам надо, конечно, с разрешения ваших родителей, заявить возможно скорее кому-либо из живущих вблизи вас начальников учебных заведений: местному инспектору народных училищ, инспектору высшего начального училища или директору гимназии. Назначенному ими руководителю вы должны будете подчиняться во всех его распоряжениях как своему непосредственному начальству. Строгий порядок и дисциплина обеспечат успех дела.
Кроме указанных лиц, необходимые сведения вы можете получить и от местных уездных предводителей дворянства, земских начальников и представителей уездных земских управ.
О вашем вступлении в дружину, времени начала работы, месте, куда вы будете командированы, и о своём руководителе вы должны будете немедленно же уведомить начальство своего учебного заведения.


ГАТО. Ф. 90. Оп. 3. Д. 383. Л. 28.

Этот документ говорит о весьма серьезных вещах. Массовая мобилизация в армию оставила село без работников (крестьяне в 1914 г. составляли 87,36% населения Тульской губернии). А еще мобилизованы были и лошади, основной тягловый скот Нечерноземья. Механизации не было, так что хлеб убирать было некому... Что и предопределит в заметной степени события 1917 года.
Но язык обращения просто чудесен - особенно умиляет "злой враг". Неплохи борцы "за честь и свободу России", "лишения, которые придется при этом терпеть, ... некоторые материальные жертвы". Представить Кису Воробьянинова в роли руководителя гимназистов в селе тоже забавно...
Но - дело выгореть не могло! Гимназисток-то да епархиалок вместе с гимназистами не посылали, а без этого какой интерес, разве что самогон...

Все посты цикла - здесь.

Образование в тульской губернии при императоре Николае I

Сведения
о количестве учащихся в учебных заведениях Тульской губернии
На 1 августа 1836 г.


В городе Туле - губернская гимназия 185
- уездное училище 84
- ланкастерская школа 159
- благородный мужской пансион 33
- ->>- женский ->>- 30

->>-Алексине - уездное училище 21
приходское училище 49

->>-Новосиле - уездное училище 33
приходское училище 26

->>-Крапивне - уездное училище 44
приходское училище 94

->>-Епифани - уездное училище 35
приходское училище 54

->>-Черни - уездное училище 36
приходское училище 34

->>-Белеве - уездное училище 28
приходское училище 100

->>-Одоеве - уездное училище 37
приходское училище 86
девичье училище 12

->>-Ефремове - уездное училище 37
приходское училище 120

->>-Богородицке - уездное училище 32
приходское училище 30

->>-Кашире - приходское училище 54
________________________________________________
Итого учащихся в заведениях 1.453

Примечание. В городе Венёве уездного и приходского училищ не находится.

Бухгалтер Николаев


ГАТО, ф. 90, оп. 1, т. 17, д. 13831, л.46.

На какое же число жителей приходились эти 1453 ученика?
В книге А.Г.Рашина "Население России за 100 лет", М., 1956 на с.29 мы находим, что в 1838 г. численность Тульской губернии составила 1115,5 тыс. человек.

1453 учащихся на 1115500 человек...

"Шарик: да нет, у меня тут перспектива есть!" (С)

Можно говорить о том, что мы стоим на пороге новой волны неуспешности, исходящей из вузов. Продолжающий расти рынок услуг и фриланса не может проглотить полмиллиона выпускников с «общим высшим образованием» в год. Пока неизвестно, как именно этот процесс пойдет в России, но если ориентироваться на опыт других стран, то похоже, что надо готовиться к значительной молодежной безработице, в том числе и выпускников вузов.

Кузьминов, кстати, тут абсолютно прав - превращение профильных вузов индустриальной эпохи, созданных для нужд спецмашиностроения и горного дела, в постсоветские "университеты", сопровождается резким падением качества образования. Выпускники годятся только в салоны сотовой связи и на кассы в гипермаркеты... Отсюда резкий рост конкурса в сохранившиеся столичные университеты.