thagastan (thagastan) wrote,
thagastan
thagastan

Categories:

В связи с 81 годовщиной Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом

...занятным кажется привести несколько цитат из книги А.Свитича "Православная церковь в Польше и ее автокефалия", впервые вышедшей в Буэнос-Айресе в 1959 году.

Положение "...Православной Церкви и ЕЕ последователей, насчитывающих свыше 4-х миллионов граждан Речи Посполитой" (С. 234) было незавидным. Понуждение к переходу в униатство, полонификация, разрушение за пару недель более сотни церквей в одном лишь Люблинском воеводстве с четвертью миллиона православных (с. 230), демонстративный снос построенной на частные средства Александро-Невской церкви в Гродно (С. 243-245)...

Но вот К Пресветлой Польской Республике подобрался жареный петух, и
"В первый же день начала Польско-Немецкой войны (1 сентября 1939 года) Митрополит Дионисий [глава автокефальной Польской церкви, провозглашенной Томосом Константинопольского патриарха Григория VII от 13 ноября 1924 года (№4588) th.] выпустил Первосвятительское послание, в котором писал:
"Соизволением Божественного Провидения принуждены мы снова стать на защиту нашего величайшего сокровища, наивысшего блага, - на защиту нашего Отечества, двадцать лет тому назад освобожденного жертвенной кровию своих наилучших сынов.
Мы начинаем борьбу во имя правды и справедливости...
В этой борьбе служить нам должен пример отважных и преданных сынов Речи Посполитой, наших предков - победоносного Гетмана Константина Острожского, доблестного Воеводы Киселя, и др., совершивших для Отечества великие и памятные подвиги. Нерушимо верю, что Православные граждане Речи Посполитой ревностно исполнят этот святой и почетный долг, что станут они в первых рядах нашей доблестной Армии. Те же, кто не удостоится этой великой чести, и не будет призван непосредственно к пролитию своей жертвенной крови, могут быть также полезны Отечеству в сие время тяжких испытаний своей службой и гражданским трудом и тем посодействуют общей победе.
Православные граждане! Любовь к Отечеству и преданность правому делу да будет тем крепчайшим звеном, которое объединит нас всех вокруг Вождя и направит ас на путь победы.
С нами Бог! Призываю благословение Господне на Вас и на Ваши Жертвенные подвиги и труды Отечеству на пользу.
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным на сопротивные даруяй, и Твое сохраняяй крестом Твоим жительство. Аминь."" (С. 254-255)

Что было дальше в военном отношении - общеизвестно. 23 ноября 1939 года Дионисий, слегка поупиравшись, передал свою паству Архиепископу Берлинскому и Германскому Серафиму. (С. 256-257) Но, отойдя от дел, Дионисий вел - при помощи украинских националистов - искусную игру за возвращение ему власти над автокефалией. И это ему удалось.

"23 сентября 1940 года в городе Кракове Генерал-Губернатор д-р Франк принял в торжественной аудиенции, в Вавельском замке, митрополита .... Здесь Генерал-Губернатором было заявлено митрополиту Дионисию, что он возвращается к управлению Православной Цероковью на территории Генерал Губернаторства.... Затем, митрополит Дионисий сделал Генерал-Губернатору следующее торжественное заявление:
"Мы, Дионисий, архиепископ Варшавский и Митрополит Св. Православной Автокефальной Церкви в Генерал-Губернаторстве, как Глава этой Церкви, обещаем Генерал-Губернатору верность и послушание. Изданные им законы и распоряжения будем в точности исполнять и будем стремиться к тому, чтобы подчиненное нам духовенство с такой же верностью и послушанием эти законы и распоряжения уважало и выполняло." (С. 259-260)

Все было бы хорошо, но:

"Быстрое приближение Красной Армии летом 1944 года к Варшаве и отступление немецких войск вызвало столь же быструю эвакуацию вглубь Германии всего пребывавшего в Варшаве епископата.
В последних числах июля 1944 года Варшаву покинули митрополиты Дионисий, Поликарп, Илларион, а равно епископат как Украинской Автокефальной церкви, так и Церкви Автономной." (С. 271)

Но и это не конец. При президенте Людовой Польши Бебуте

"...возвратился из эмиграции в Варшаву и митрополит Дионисий. Он был признан тогдашним новым Правительством Польши и допущен к управлению Православной Церковью.
...
Уже в сентябре месяце 1946 года Варшавская Духовная консистория в своем циркуляре за № 1708 предлагает духовенству возносить за Богослужениями моления за "Господина нашего, Блаженнейшего Дионисия, митрополита Варшавского и всея Польши", а также за "Пресветлую Республику Польскую, Высокое Правительство и Христолюбивое воинство Ее."

(А.Свитич "Православная церковь в Польше и ее автокефалия", в сб. Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии (1917-1950 гг.) М. 1957, С. 87-293)

История настолько хороша, что в комментариях не нуждается. 



"
Tags: история
Subscribe

  • Здесь учился Гагарин

    Правда, тогда в этом добротном здании первой половины XIХ века находилось Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е.…

  • Особенности животноводства Тульской губернии

    ...мы можем изучить по трудам статистиков позапрошлого века: «Не только многие крестьянские, но нередко и помещичьи скотные дворы плетневые,…

  • Вшивые пулемёты Первой мировой

    Нет-нет! Это не были макабрические устройства, разбрасывающие вшей на солдат противника - с этим природа справлялась сама и успешно. "Вшивые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Здесь учился Гагарин

    Правда, тогда в этом добротном здании первой половины XIХ века находилось Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е.…

  • Особенности животноводства Тульской губернии

    ...мы можем изучить по трудам статистиков позапрошлого века: «Не только многие крестьянские, но нередко и помещичьи скотные дворы плетневые,…

  • Вшивые пулемёты Первой мировой

    Нет-нет! Это не были макабрические устройства, разбрасывающие вшей на солдат противника - с этим природа справлялась сама и успешно. "Вшивые…