Итак, пожар в январе 1875 г. уничтожает и второй завод Эмиля Верникинка. Но купец, получивший страховое возмещение, не складывает рук. В феврале и марте 1875 г. его брат, Герман Вернекинк подает прошение в думу о разрешении возобновить сгоревший завод и построить новый рафинадный завод. Прилагались чертежи.
(ГАТО, ф. 51, оп. 37, д. 2205 (О возобновлении сгоревшего и строительстве нового рафинадного завода).)
Была создана комиссия для осмотра просимого участка. Мнения экспертов разделились. Друзья, тоже выходцы из Пруссии, купцы Вибер и Тейль считали возможным удовлетворить просьбу. Местные купцы Туляков, Надеждин и Полосатов возражали, указывая на два случая пожара на сахарных заводах.
Обеспокоенные жители подали в городскую управу прошение за тридцатью подписями с требованием запретить строить сахарный завод вблизи многочисленных деревянных домов. Они писали, что огнеопасное заведение потребует страхования домов и имущества, а средств нет.
Санитарный врач также возражал, указывая на вредность строительства заводов в городе.
(ГАТО, Ф. 174, Оп. 1, Д. 2768, Л. 1—3; Д. 2770, Л. 1 — 14)
Городская дума отказала в просьбе построить завод. Эмиль Вернекинк подал ряд жалоб, в том числе в сенат. Но власти не дали согласия на возведение предприятий. Потерпев неудачу, Э. Вернекинк уехал из Тулы. Его имущество было оценено в 8590 руб. и продано за долги.
(ГАТО, Ф. 51, Оп. 37, Д. 2196, 2205.)
Победа пользующейся пореформенными свободами тогдашней общественности, озабоченной пожарной безопасностью и экологической обстановкой в Туле, как считал цитированный выше советский автор А.А.Петухов? (Ук. соч., С. 96)
Эх, верящие в прогресс советские авторы. Мы-то видели эти реформы, знаем... И про гласных думы знаем, и про санитарных врачей знаем, что и почем...
Доказать по прошествии 140 лет трудно, но приведем единственный факт.
Землю сгоревшего завода Верникинка на Паромной улице приобретают в том же 1875 г. Н.Г.Дмитриев-Байцуров и Ф.Г. фон Гилленшмидт под устройство чугунолитейного завода. Чугунолитейный завод каким-то волшебным образом ну никак не создавал пожарной опасности обывательским домам, и совсем уж не беспокоил санитарного врача...