Записка
Московского городского головы М.В.Челнокова
О тяжелой ситуации г. Москвы продовольствием и топливом
Московского городского головы М.В.Челнокова
О тяжелой ситуации г. Москвы продовольствием и топливом
Февраль 1917
1. С декабря 1916 г., вследствие запрещения самостоятельных закупок агентами городского общественного управления, а также по случаю невыполнения местными уполномоченными нарядов для столицы, прибытие пшеничной и ржаной муки в Москву далеко ниже минимальных потребностей населения. Для продовольствия населения Москвы (приблизительно 2 млн 100 тыс. чел.) и для нужд различных производств (сухарное, вермишельное и макаронное, колбасное и т.д.), в значительной степени работающих на армию, ежедневно требуется около 65 вагонов муки (40 пшеничной и 25 ржаной), а по нормам, установленным Продовольственным совещанием при московском градоначальнике, — даже 86 вагонов (53 пшеничной и 33 ржаной муки). Кроме того, для продовольствия подмосковных крестьян, получающих хлеб из Москвы, необходимо ежедневно около 7 вагонов муки, так что в общем привоз муки должен достигать 72 вагонов (по норме градоначальства — даже 93 вагона). Между тем в декабре подвоз муки в Москву не превышал 50 вагонов в сутки, а в январе упал даже до 42 вагонов, т.е.
1. С декабря 1916 г., вследствие запрещения самостоятельных закупок агентами городского общественного управления, а также по случаю невыполнения местными уполномоченными нарядов для столицы, прибытие пшеничной и ржаной муки в Москву далеко ниже минимальных потребностей населения. Для продовольствия населения Москвы (приблизительно 2 млн 100 тыс. чел.) и для нужд различных производств (сухарное, вермишельное и макаронное, колбасное и т.д.), в значительной степени работающих на армию, ежедневно требуется около 65 вагонов муки (40 пшеничной и 25 ржаной), а по нормам, установленным Продовольственным совещанием при московском градоначальнике, — даже 86 вагонов (53 пшеничной и 33 ржаной муки). Кроме того, для продовольствия подмосковных крестьян, получающих хлеб из Москвы, необходимо ежедневно около 7 вагонов муки, так что в общем привоз муки должен достигать 72 вагонов (по норме градоначальства — даже 93 вагона). Между тем в декабре подвоз муки в Москву не превышал 50 вагонов в сутки, а в январе упал даже до 42 вагонов, т.е.
лишь немного более половины потребности. Поэтому запасы муки, накопленные в октябре и ноябре, совсем растаяли. У пекарен громадные хвосты, и население волнуется, боясь вовсе остаться без хлеба. Боязнь эта вполне основательна, т.к. если подвоз муки не будет доведен до нормы (72 вагона), Москва скоро совсем не будет иметь никаких запасов муки.
...
6. С целью сокращения потребления хлеба, овощей и яиц необходимо увеличить подвоз мяса в столицу. Мяса в России имеется избыток, о чем свидетельствуют такие факты, как залежи многих миллионов пудов мяса на Забайкальской, Алтайской, Томской и Омской дорогах и сравнительная дешевизна мяса в провинции. Бояться сокращения скотоводства нет оснований. Сельскохозяйственная перепись 1916 г. доказала увеличение численности скота в России за время войны, убой же скота в общем сократился сравнительно с мирным временем. Плохой урожай кормов во многих местностях Азиатской России и восточных губерниях Европейской вызывает, напротив, экономическую необходимость усиленного убоя скота, который иначе начинает падать от бескормицы и отсутствия надлежащего ухода.
...
6. С целью сокращения потребления хлеба, овощей и яиц необходимо увеличить подвоз мяса в столицу. Мяса в России имеется избыток, о чем свидетельствуют такие факты, как залежи многих миллионов пудов мяса на Забайкальской, Алтайской, Томской и Омской дорогах и сравнительная дешевизна мяса в провинции. Бояться сокращения скотоводства нет оснований. Сельскохозяйственная перепись 1916 г. доказала увеличение численности скота в России за время войны, убой же скота в общем сократился сравнительно с мирным временем. Плохой урожай кормов во многих местностях Азиатской России и восточных губерниях Европейской вызывает, напротив, экономическую необходимость усиленного убоя скота, который иначе начинает падать от бескормицы и отсутствия надлежащего ухода.
Если даже действительно в общем численность рогатого скота упадет, в этом большой беды нет. Опыт неурожайных лет показывает, что даже в случае сокращения численности рогатого скота вдвое (Оренбургская и Самарская губернии в 1891—1892 гг.), в 3—4 года убыль с избытком пополняется.
...
...
8. Одна из важнейших причин недопоставок хлеба — это обилие денег в деревне и невозможность деньги обменять на ценности, необходимые крестьянству. Чтобы побудить производителей хлеба обменивать их продукты на деньги, необходимо организовать снабжение деревни по недорогим ценам вещами, необходимыми в крестьянском обиходе. При невозможности получить их на внутреннем рынке нужно взять их за границей. Только восстановление правильного обмена обеспечит поставки на армию и в города. Твердые цены одни не помогут.
Документ - гениален! И подлинен, в отличие от Qu'ils mangent de la brioche... Нет хлеба - давайте кормить население мясом! Которое изобилует в некой провинции по дешевым ценам...
О том, что еще 4 мая 1916 г. начальник Тульского жандармского отделения генерал Иелита фон Вольский сообщал начальнику Московского охранного отделения о том, что "Жизнь тульских рабочих при условии понижения заработка, отсутствия в Туле мяса и страшном вздорожании питательных продуктов и предметов обмундирования делается непосильно тяжелой." Московский голова узнать не удосужился. (Причем это в Туле, где все связаны или с ИТОЗ, или с Патронным, рабочих которых большевики станут с лета 1918 г. снабжать по нормам Красной Армии...)
Не знал Московский голова и о том (см. "Крестьянскую трилогию" А.В.Островского), что скотина - это источник единственного доступного в РИ удобрения; не будет ее, не будет и хлеба через год-два...
Ну а пассаж о том, что "необходимо организовать снабжение деревни по недорогим ценам вещами, необходимыми в крестьянском обиходе", не уступает лучшим образцам политической демагогии. А идея "взять их за границей" вызывает полный восторг - при забитом военными товарами Романове-на-Мурмане, при перегруженном Транссибе, при огромном падении курса рубля даже к франку...

Еще относительно благополучная очередь за хлебом в Александро-Невском переулке...