thagastan (thagastan) wrote,
thagastan
thagastan

Category:

Как умирают империи - Гв. капитан Успенский озабочен оружейным образованием

О необходимости качественного технического образования, о косности сословного устройства Российской империи, о попытках честных офицеров изменить ситуацию рассказывает нам

Рапорт Тульской оружейной школы начальнику ТОЗа от 12 ноября 1916 года
о нехватке оружейных мастеров в войсках и на производстве


Принимая во внимание [что] настоящее вооружение в войсках крайне разнородное и сложное, и ту нравственную, не говоря уже про служебную, ответственность лица как заведующего оружием, непосредственно ведающего этим, считаю своим долгом донести о нижеследующем:
1) Всё возрастающая потребность в оружейных мастерах или, вернее, заведующих оружием, вызвала ряд ускоренных выпусков из оружейных школ, но, несмотря на это, за один лишь 1916 год во вр[еменно] вверенную мне школу было командировано для держания экзамена на оружейного мастера 155 чел.; это показывает, что число выпускаемых мастеров слишком недостаточно, и даже теперь есть ещё полки, где совершенно нет какого-либо оружейного техника. Таким образом, оружейные школы не в состоянии удовлетворить потребности войск.
2) Ещё до мобилизации заводов артиллерийского ведомства ощущался недостаток в классных оружейных мастерах в мастерских. Заведующие мастерскими физически не могут входить во все мельчайшие подробности в мастерской, между тем классные оружейные мастера, как лица, не связанные никаким другим делом, кроме техники, и как лица, более близкие к мастеровым, могли бы принести большую пользу в мастерских, но их было очень мало.
Теперь же, когда оружейные и другие заводы значительно расширяются, строятся новые, потребуется много техников не только с высшим образованием, а таковых нет, да и быть не может при существующем положении оружейных школ, откуда, собственно говоря, и должны бы были выпускаться знающие классные оружейные мастера.
3) Выпускаемые из школы оружейные мастера, я не говорю, конечно, об единичных лицах, главным образом являются если не совсем, то почти неграмотными людьми в техническом отношении. Я имел возможность
в этом году, как вр[еменный] начальник Оружейной школы, отчасти присутствовать на выпускных экзаменах, и с горечью должен заявить, что это не оружейные мастера, а лишь слесаря, и притом посредственные.
А ведь на оружейных мастеров возлагаются такие ответственности и, вообще, трудные работы, как руководство исправлением винтовок, пулемётов, миномётов, ружей-пулемётов, револьверов, холодного оружия и пр., заведывание огнестрельными припасами, постановки мишеней и пр. — где же теперешнему оружейному мастеру справиться с этим.
4) После окончания войны заведующим оружием работа если и не прибавится, то и не уменьшится, так как придётся всё оружие приводить в порядок, поддерживать то, что есть в данное время на руках, и иметь дело с оружием не только российского происхождения, но и заграничного; заведовать пороховыми погребами и проч., здесь нужна инициатива и уверенность в работе, основанная на прочных знаниях.
5) Всё это говорит за то, что оружейный мастер, он же заведующий оружием, должен быть, во-первых, образованным вообще, а, во-вторых, в техническом отношении хорошо образованным человеком.
Настоящая же оружейная школа, как слишком отсталый тип училища, существующий по штатам 1869 г. (на это же указала комиссия по пересмотру инструкции для штаб-офицеров, осматривающих оружие, в журнале своём
от 16 ноября 1913 года), не может дать ни того, ни другого.
Требуемые от поступающих в оружейные школы знания крайне скудны: грамота и 4 действия арифметики — вот и всё по теории, что нужно по программе. Поэтому поступают в школу главным образом дети мастеровых
с крайне ограниченной подготовкой или же неудачники, т. е. исключённые за абсолютную неспособность к учению из гимназий, реальных училищ и т. д.
Дать этим лицам какое-либо общее образование в школе при существующей программе невозможно, хотя невольно является вопрос: почему же комплектуются подобными лицами оружейные школы. Ответ тоже ясен. Молодой человек, кончивший оружейную школу в 20, а часто и более лет, выпускается мастером 2-го разряда, т. е. нижним чином. Прослуживши в этом звании на крайне малом жаловании несколько лет, он удостаивается переименования в кандидаты на классную должность, и затем только, когда дойдёт очередь, а это бывает через несколько лет, наконец производится в артиллерийские чиновники, в среднем это бывает к 28–30 годам.
Как из этого ясно, карьера будущего оружейного мастера незавидная.
Его же товарищи, проработавшие столько лет в заводе, изучают в совершенстве своё ремесло, зарабатывают гораздо больше и живут лучше. Часто приходится мне слышать от хороших молодых мастеровых на вопрос, почему он не пошёл в Оружейную школу, ответ: «Школой сыт не будешь», это действительно так.
Таким образом, мы имеем не образованных оружейных мастеров, но даже посредственных слесарей, а ведь нам нужны в полках именно мастера-техники.
А теперь, когда и заводы, и главным образом полки нуждаются в мастерах-техниках со средним общим и специальным оружейным образованием, является крайне насущной и неотложной потребностью теперь же создать специальное техническое оружейное училище по типу своему и правам подходящее к существующему техническому для подготовки необходимого кадра мастеров-техников.
Повысивши соответствующим образом требования от поступающих молодых людей по общеобразовательным предметам и практическим работам, при 4-годичном курсе можно приготовить таких техников-мастеров, причём
эти техники будут именно военными техниками, так как четырёхлетнее пребывание их в училище в звании нижнего чина даст им соответствующее воинское воспитание, выработает хороших стрелков, чего нельзя сказать о мастерах, выпущенных из полувоенной Оружейной школы.
6) Реформа Оружейной школы в принципе была уже решена, и даже существует проект краткого положения нового училища, приложенного к журналу комиссии по пересмотру инструкции для штаб-офицеров, осматривающих оружие от 16 ноября 1912 г. № 4, но осуществление её задержалось благодаря лишь войне, о чём было сообщено заводу предписание Главного Арт[иллерийского] Упр[авления] от 4/5 марта с. г. за № 32 775.
7) Конечно, подобная реформа Оружейной школы вызывает ассигнование известной суммы денег, но, принимая во внимание всё вышеизложенное, я полагаю, что эта затрата с избытком окупится со временем соответствующим содержанием оружия, даст нам кадры мастеров-техников как раз к началу работ во вновь строящихся и расширяющихся заводах, складах, а также полках, а потому вновь прошу ходатайства вашего превосходительства о реформе временно вверенной мне школы в специальное техническое оружейное училище, согласно существующего уже проекта положения, а равно и об утверждении представляемых проектов с тем, чтобы воспользоваться текущим зимним сезоном для покупки земли под училище и предварительных работ к постройке, а с весны можно бы было приступить прямо к постройке.
При этом считаю нужным добавить, что ввиду массы работ в строительной комиссии по постройке нового завода желательно постройку училища выделить в особую комиссию из чинов оружейной школы и Хозяйственного
комитета Тульского Императора Петра Великого Оружейного завода.

Приложение: расчёт, смета, пояснительная записка, строительный план
19 проектных чертежей, утверждённых комитетом по устройству казарм.


Подлинное подписал: за начальника школы гв. капитан Успенский
С подлинным верно: столоначальник, титулярный советник
[Подпись]

ГАТО. Ф. 2246. Оп. 1. Д. 4. Л. 12–13.

Документ рассказывает нам поразительно о многом.
Прежде всего - об уровне технологий, вошедшем в противоречие с сословной структурой. (Марксисты должны бы повесить его в красном углу, как пример противоречия между производительными силами и производственными отношениями...)
Кстати, Маркс учил, что сложный труд должен оплачиваться как умноженный простой - так Российская империя в своем госсекторе ухитрялась нарушить и этот принцип.
В рапорте изложены требования, предъявляемые тем, что потом назовут Военно-промышленным комплексом, к общему образованию. Как видим - начального образования было крайне мало, был нужен минимум уровень выпускника высшего начального училища (арифметика, практическая геометрия; география; сведения из естественной истории и физики; черчение и рисование) с тем, чтобы потом поднять его до уровня реального училища.
Ну и апедполагалось - дав ученикам статус военнослужащего - поднять их социальную защищенность.


Автор документа - гвардии капитан Успенский Борис Яковлевич, начальник Тульской оружейной школы в 1916-1918 гг.


Ружье-пулемет тоже надо было чинить...

Все посты цикла - здесь.
Tags: Тула, история, образование, оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments