thagastan (thagastan) wrote,
thagastan
thagastan

Category:

Чугунке предшествовали шоссе...

Неизвестно, когда Федор Глинка написал эти строки:

Шоссе поёт про рок свой слезный:
«Что ж это сделал человек?!
Он весь поехал по железной,
А мне грозит железный век!..

Давно ль красавицей дорогой
Считалась общей я молвой? -
И вот теперь сижу убогой
И обездоленной вдовой.


Но постройка шоссе - дорог, полотно которых укреплено щебеночной корой - в России начата правительством в 1817 г.; дело ставили перешедшие в русскую службу инженеры Grande Armée. "До 1840 г. в среднем ежегодно открывалось не более 34 версты шоссе. В двадцатилетие с 1840 до 1860 г. эта цифра возросла до 258 верст. С 1860 г. деятельность правительства по постройке шоссе стала ослабевать (около 105 верст в год) и к 1867 г. почти совершенно прекратилась. После 9-летнего перерыва вновь приступили к сооружению шоссе, но до 1883 г. ежегодно строилось не более 15 в. в год; во второй половине 1880 годов на средства казны строилось приблизительно 60 в. шоссе в год. В 1890 г. в ведении министерства путей сообщения состояло 10792 версты собственно шоссе, 146 версты каменных мостовых и 2343 версты грунтовых дорог."


В результате "даже в тех русск. губ., где имеются шоссе, на 1 кв. в. приходится 6 саж. шоссе, а на 100 жит. — 19 саж., тогда как во Франции на 1 кв. в. приходится 490 саж. шоссейных Д., а на 100 жит. — 609 саж.; соответствующие цифры для Бельгии — 444 и 207, для Англии — 338 и 265, для Пруссии — 64 и 72, для Австрии — 80 и 116, для Швеции — 64 и 553."
(Инженер А.Танненбаум и А.Яновский, статья "ДОРОГИ" Энциклопедического словаря Брокгауз, СПб, 1893, т.XI, СС. 49-57)
Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments