thagastan (thagastan) wrote,
thagastan
thagastan

Тульский паровик в денежном измерении

Сколько же стоила паровая машина ТОЗ, внедряемая в народное хозяйство в течение четверти века?
По распоряжению военного министра Барклая-де-Толли от 18 июня 1810 г. заказ паровой машины предоставлялся генерал-лейтенанту Бетанкуру. И 23 февраля 1811 г. Бетанкур (на французском) писал императору, что добился у подрядчика Берда снижения стоимости заказа со 154060 рублей до 150000 рублей. Деньги эти распределялись так:
Паровая машина с цилиндром 26 дюймов, 5 футов размахом и силой против 26 лошадей ..... 30000 рублей;
Медный котел в 275 пудов по 60 рублей ................................................ 16500 рублей;
Арматура (чугунные крышки, паровые и водяные трубы, краны, затворки, связи)............ 6500 рублей;
Трансмиссия (главные лежачие и стоячие валы, подшипники, колеса, подушки)............. 18500 рублей;
40 вертельных станков для стволов с ременным приводом по 425 рублей................... 17000 рублей;
40 токарных станков для точения стволов с ременным приводом по 1200 рублей.............48000 рублей;
48 машин для полировки внутри стволов с ременным приводом по 250 рублей ...............12000 рублей;
8 чугунных рам с приводами для действия точил по 575 рублей.............................4600 рублей;
8 полировальных кругов с приводами и принадлежностями по 120 рублей......................960 рублей;
____________________________________________________________________________________________________
Итого.................................................................................154060 рублей

Именно эта смета была снижена до 150000 рублей. 30000 рублей из неё ушли на заказы, размещенные на ТОЗе.
Смета на строительство трехэтажного здания паровой машины по проекту Бетанкура 50943 руб.
Перевозка машины в Тулу на подводах (общий вес 1200 пудов) обошлась в сентябре 1813 г. в 3800 руб.
В 1815 г. инженер майор барон Боде, директор ТОЗ по искусственной части (это соответствует современным должностям главного инженера и главного конструктора) докладывал командиру завода генерал-майору Воронову, что машина установлена, пускалась в ход и осталось покрасить ее масляной краской и отрегулировать дымоходы (последнее и ныне представляет сильно нетривиальную задачу).
Но - как мы видели - в ход машину пустили лишь через 20 лет, 1 марта 1835 г.
Почему?

Одной из причин было отмеченное* С.А.Зыбиным несоответствие мощности машины и нагрузки, создаваемой изначально запланированным количеством станков. Мощность машины - 26 л.с. КПД трансмиссии - менее 60%. Средняя мощность, требуемая станку - 0,33 л.с. То есть 144 станка она приводить в действие никак не могла. П.Д.Захаво, пуская ее в ход после пожара 1834 г., ограничился менее чем полусотней станков...
Упрекать проектровщика Бетанкура и подрядчика Берда в этом нельзя. Закон сохранения энергии откроют лишь через десятилетия...

____________
*История Тульского Императора Петра Великого оружейного завода, М., 1912, сс.258-259



ТОЗ до эпохи пара...
Tags: Тула, история, оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment