thagastan (thagastan) wrote,
thagastan
thagastan

Categories:

Национальные особенности внедрения высоких технологий в оборонном производстве

Необходимость внедрения высоких технологий в оборонном производстве высшему политическому руководству страны была абсолютно ясна. Всё-таки век Просвещения сменял век Пара. И в 1810 году был Высочайше утвержден проект генерал-лейтенанта Августина Августиновича Бетанкура на устройстве в Тульском оружейном заводе, вместо нескольких водяных колес, паровой машины, для которой было построено трёхэтажное здание, где предполагалось установить новые токарные вертельные станки, станки для полировки внутри стволов, полировальные круги для стволов и шомполов. Машина была заказана в С.-Петербурге на заводе Берда в 26 лошадиных сил.
Установка завода была необходима, так как цикличность накопления воды в заводском пруду не всегда обеспечивала работу водяных колес, как правило только 10 месяцев в году. Дальше настала "Гроза двенадцатого года" - завод работал сверхурочно, но на водяном приводе. Работал, имея секретное предписание об эвакуации мастеровых и инструментов в Ижевск. Затем - Заграничные походы. Оружейники берут работу домой - станки крутит вода. В 1812-1816 гг выпущено более 600000 ружей, из него сверхурочно (сверх плана в терминах ХХ века) 192160 штук.
1 сентября 1816 г. ТОЗ посещает император Александр Павлович. Развлекается ковкой ствола и штыка, раздает награды, рассматривает паровой корпус и машины в нём. Стоящие машины...
1817 год, новый командир ТОЗ артиллерии генерал-майор Евстафий Евствафьевич Штаден представляет 6 чертежей проектов строений Тульского завода. Корпуса сгруппированы по технологическим процессам, для поточного производства - но опять привязаны к заводскому пруду. Машина стоит. Правда, при каждом заводском корпусе предполагалось установить небольшой силы паровые машины для выкачивания скопившейся в подвалах воды - протечки это цена использования гидроэнергии на слабых тульских грунтах.
В 1829 г. Николай Павлович, посещавший ТОЗ в 1816 г. Великим князем, и в 1826 г. императором, приказывает новому командиру завода генерал-майору Философову составить планы завода с условием приводить его в действие одними паровыми машинами. Всё еще стоящую машину в 26 лошадиных сил предполагалось пустить в ход и приспособить для выделки белого, то есть - холодного, оружия.
Но к пожару 29 июня 1834 года, опустошившему значительную часть Тулы и уничтожившему здания ТОЗа, машина не работала. (Инспектор оружейных заводов военный губернатор Тулы Штаден обмывал в тот день новое имение в 25 верстах от города, а прехавший из СПб Философов отправился сразу туда...) Однако ее трехэтажный каменный корпус уцелел. И возрождение завода началось с пуска 1 марта 1835 г. станков для внутренней и наружной отделки ружейных стволов, приводившихся в действие этой самой паровой машиной...
Четверть века. Несколько высочайших рескриптов. Катастрофический пожар. Вот что потребовалось для введения в действие одной-единственной паровой машины в 26 лошадиных сил...


Так выглядел ТОЗ отстроенный после пожара 1834 г., побывавший в частных руках и возвращенный в казну в 1870 г.
Tags: Тула, идиоты, история, оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments