Установка завода была необходима, так как цикличность накопления воды в заводском пруду не всегда обеспечивала работу водяных колес, как правило только 10 месяцев в году. Дальше настала "Гроза двенадцатого года" - завод работал сверхурочно, но на водяном приводе. Работал, имея секретное предписание об эвакуации мастеровых и инструментов в Ижевск. Затем - Заграничные походы. Оружейники берут работу домой - станки крутит вода. В 1812-1816 гг выпущено более 600000 ружей, из него сверхурочно (сверх плана в терминах ХХ века) 192160 штук.
1 сентября 1816 г. ТОЗ посещает император Александр Павлович. Развлекается ковкой ствола и штыка, раздает награды, рассматривает паровой корпус и машины в нём. Стоящие машины...
1817 год, новый командир ТОЗ артиллерии генерал-майор Евстафий Евствафьевич Штаден представляет 6 чертежей проектов строений Тульского завода. Корпуса сгруппированы по технологическим процессам, для поточного производства - но опять привязаны к заводскому пруду. Машина стоит. Правда, при каждом заводском корпусе предполагалось установить небольшой силы паровые машины для выкачивания скопившейся в подвалах воды - протечки это цена использования гидроэнергии на слабых тульских грунтах.
В 1829 г. Николай Павлович, посещавший ТОЗ в 1816 г. Великим князем, и в 1826 г. императором, приказывает новому командиру завода генерал-майору Философову составить планы завода с условием приводить его в действие одними паровыми машинами. Всё еще стоящую машину в 26 лошадиных сил предполагалось пустить в ход и приспособить для выделки белого, то есть - холодного, оружия.
Но к пожару 29 июня 1834 года, опустошившему значительную часть Тулы и уничтожившему здания ТОЗа, машина не работала. (Инспектор оружейных заводов военный губернатор Тулы Штаден обмывал в тот день новое имение в 25 верстах от города, а прехавший из СПб Философов отправился сразу туда...) Однако ее трехэтажный каменный корпус уцелел. И возрождение завода началось с пуска 1 марта 1835 г. станков для внутренней и наружной отделки ружейных стволов, приводившихся в действие этой самой паровой машиной...
Четверть века. Несколько высочайших рескриптов. Катастрофический пожар. Вот что потребовалось для введения в действие одной-единственной паровой машины в 26 лошадиных сил...

Так выглядел ТОЗ отстроенный после пожара 1834 г., побывавший в частных руках и возвращенный в казну в 1870 г.